На главную
Реклама
 
На главную
Новости
История Ж. Д.
Железные Дороги
Статьи
Персональное
TTF шрифты
Фотоальбом
Лирика
Об авторе
Поиск по сайту



Железнодорожное место - перекресток в железнодорожном Рунете!
Rambler's Top100

Вокзал культуры и отдыхаОглавление К истории железнодорожного транспорта. XX век.

К истории железнодорожного транспорта.
XVII - XIX века.
15-16 вв. В копях и рудниках Западной Европы прокладывались деревянные лежни для вагонеток.
На заводских дворах России использовались лежневые пути, по которым перемещались вагонетки, называемые "собаками" за громкий лязгающий звук, издаваемый ими при движении.
1680 В Англии от рудников Ньюкасла к порту на р. Тайн проложена первая дорога с деревянными направляющими (лежнями).
1764 В России на Змеиногорском руднике на Алтае построена первая лежневая дорога на опорах по проекту К. Д. Фролова.
1767 В Великобритании на железоделательном заводе в г. Колбрук отлиты чугунные рельсы и уложены в заводскую колейную дорогу.
1775 В Великобритании на одном из заводов уложены первые рельсы из железных полос, имевших в сечении профиль уголка, что ограничило сход с них колёс вагонеток.
1776 Английский изобретатель Джессоп предложил колёса вагонеток делать с ребордой, которая предотвращала соскальзывание колёс с рельсов.
1778 В России на Алтае механик Семёновского рудника Ф. С. Ваганов построил лежневую дорогу для вагонеток, перевозивших руду.
1783 В России на Колывано-Воскресенских рудниках построены внутризаводские рельсовые пути. Автором проектов этих дорог был, по-видимому, К. Д. Фролов.
1788 В России на Александровском заводе в Петрозаводске под руководством А. С. Ярцова были отлиты первые чугунные рельсы и проложен путь для перевозки грузов в вагонетках с канатной тягой.
1789 В Великобритании вместо плоских железных рельсов стали отливать рельсы длиной 1 м с круглой головкой под углубление в ободе колеса и с утолщением в середине в виде "рыбьего брюха".
1794 В Великобритании построена первая конно-железная дорога (конка).
1803 В Великобритании в графстве Суррей близ Лондона началось движение пассажирских экипажей с конной тягой по первой в мире железной дороге общественного пользования.
Английский изобретатель Р. Тревитик построил и испытал повозку с паровым двигателем - первый паровоз, приспособленный для движения по рельсовому пути; паровоз развивая скорость 7 км/ч и мог везти состав в 7 т (первый локомотив хранится в Кенсингтонском музее в Великобритании).
1804 В Лондоне построена небольшая рельсовая дорога - первое "испытательное кольцо", на котором Р. Тревитик показывал свой паровоз, окрещённый очевидцами "Лови меня, кто сможет".
1809 В России основан Петербуржский институт водяных и сухопутных сообщений, который в 1810-64 назывался институтом Корпуса инженеров путей сообщений, был первоначально закрытым учебным заведением военного типа.
1810 В Петербуржском институте Корпуса инженеров путей сообщения создана первая в России научная библиотека с обширным фондом литературы по железнодорожному транспорту.
В России на Змеиногорском руднике П. К. Фролов построил дорогу протяжённостью ок. 2 км, по которой обращались поезда, состоявшие из трёх грузовых повозок, по специально разработанному графику движения, определявшему время оборота каждого поезда.
1811 В Великобритании между Лидсом и Мидлтоном построена оригинальная зубчатая железная дорога, по которой поезда перемещал сконструированный инженером Дж. Бленкинсопом паровоз с дополнительным зубчатым колесом, предназначенным для увеличения силы сцепления колёс с рельсами, особенно на подъёмах.
1812 В Шотландии проложены первые рельсовые пути.
1813 В России в Петербуржском институте Корпуса инженеров путей сообщения основан музей (ныне Центральный музей железнодорожного транспорта).
Английский инженер У. Хедли построил паровоз и выполнил исследования, которые доказывали, что сила сцепления колёс с гладкими ободьями зависит от соотношения веса локомотива и силы тяги.
1814 Английский изобретатель Дж. Стефенсон при содействии Р. Тревитика построил паровоз "Блюхер", который имел практическое значение: использовался для перевозки груза в вагонетках по Киллингстоунской железной дороге, развивая скорость 7 км/ч.
1818 Английский инженер М. Брюнель предложил специальную машину - проходческий щит, который был изготовлен и использован только в 1825 при прокладке тоннеля под р. Темза в Лондоне.
1820 В России под Москвой в с. Мечково механик И. К. Эльманов построил первую в России монорельсовую дорогу, укреплённую на столбах.
В Великобритании опубликован проект сети железных дорог, в котором упоминалась и дорога между Манчестером и Ливерпулем; автор проекта Т. Грей считал, что железные дорги - "важнейший рычаг всемирной цивилизации..., эта система распространится по всем странам, ... преимущества её будут признаны наравне с книгопечатанием ".
1823 В Ньюкасле (Великобритания) построен первый паровозостроительный завод Дж. и Р. Стефенсонами.
1825 25 сентября с разрешения английского парламента начала действовать рельсовая дорога между Стоктоном и Дарлингтоном, которая предназначалась для перевозки грузов (в основном угля и муки). Этот день во всём мире отмечается как день рождения железнодорожного транспорта.
На заводе в Ньюкасле (Великобритания) для Стоктон-Дарлингтонской дороги построен первый паровоз - "Локомошен" No 1, который развивал скорость 12 км/ч.
1826 В России вышел в свет первый номер "Журнала путей сообщения" - ежемесячного технико-экономического издания.
1828 Во Франции проложены первые железнодорожные пути.
1829 В Великобритании Дж. Стефенсон создал паровоз "Ракета", первый по-настоящему работоспособный паровоз, в конструкции которого были учтены просчёты в предшествовавших моделях.
1830 15 сентября в Великобритании открыта железнодорожная линия Манчестер - Ливерпуль, для которой на заводе Стефенсона был изготовлен паровоз "Нортумбриан", развивавший скорость более 40 км/ч.
В России сделаны первые попытки использовать паровую машину на транспорте механиком Е. А. Черепановым с сыновьями Мироном и Аммосом, проложившими для испытаний "парового дилижанца" рельсовые пути - Нижнетагильскую железную дорогу.
В США построен первый паровоз, названный "Самый лучший друг", на котором был использован стоячий котёл, что позволило увеличить кпд.
В США близ г. Чарлстон построена железнодорожная линия длиной 10 км.
1831 В США между Балтимором и Огайо построена железнодорожная линия длиной 97 км.
Американский предприниматель М. У. Болдуин основал паровозостроительный завод в Филадельфии.
1832 Во Франции между Лионом и Сент-Этьеном построена железнодорожная линия длиной 58 км.
1834 В России на Нижнетагильской железной дороге начали применять паровую тягу: составы с вагонетками перемещал паровоз, построенный Е. А. Черепановым с сыновьями, для очистки путей использовался снегоочиститель.
В Ирландии между Дублином и Кингстауном построена первая железнодорожная линия.
1835 В Германии между Нюрнбергом и Фюртом построена первая железнодорожная линия.
В Бельгии построена первая железная дорога.
В Петербуржском инситуте Корпуса инженеров путей сообщения профессор М. С. Волков начал читать первый курс, в котором специальный раздел был посвящён железным дорогам, названный "О полосных дорогах". Профессор П. П. Мельников написал и впоследствии опубликовал сочинение "О железных дорогах", ставшее первым учебным пособием для студентов института.
1836 В Канаде началось железнодорожное строительство.
1837 30 октября (11 ноября) в России открыта первая железная дорога общественного пользования между Петербургом и Царским Селом.
На Кубе, близ Гаваны проложена первая железнодорожная линия длиной 27 км.
В Австрии открыта первая железная дорога.
В России на Златоустовском заводе построена переносная железная дорога (по предложению П. П. Аносова) для перевозки на расстояние 1 км златосодержащих песков в телегах конной тягой.
Для Царскосельской железной дороги изготовлены первые вагоны.
1838 22 мая (3 июня) в России открыто движение по Царскосельской железной дороге до Павловска с паровозной тягой.
В Великобритании началась перевозка почты по железной дороге; первый специальный почтовый вагон был организован в Лондоне.
1839 В Нидерландах построена первая железнодорожная линия Амстердам - Харлем.
В Италии проложена первая железнодорожная линия.
1840 В США началось регулярное обращение специальных вагонов для почтовых перевозок.
1842 В Шотландии на линии Глазго - Эдинбург прошли испытания локомотива с автономным питанием от электрических батарей, который можно считать одним из прототипов электровоза.
В Польше проложена первая железная дорога.
1845 На о. Ямайка построена первая железнодорожная линия Кингстон - Спаниш-Таун.
1846 В России на Александровском заводе в Петербурге начался выпуск первых серийных паровозов.
В Венгрии построена первая железная дорога.
1847 В Швейцарии построена первая железная дорога.
В Дании проложена первая железнодорожная линия Копенгаген - Роскилле длиной 31 км.
1848 В Испании началось стр-во железной дороги.
На территории современной Гайаны построены две узкоколейные железнодорожные линии длиной около 130 км.
1850 В России на Александровском заводе в Петербурге начался выпуск пассажирских вагонов для Петербург-Московской железной дороги.
1851 В России введена в действие первая магистральная железная дорога между Петербургом и Москвой.
Введены первые "Правила движения" на Петербург-Московской железной дороге.
Начаты изыскания второй крупной железнодорожной магистрали между Петербургом и Варшавой.
1852 В Чили построена первая железнодорожная линия Кальдера - Копьяпо.
В Канаде построена первая крупная железная дорога Сарния - Торонто - Монреаль до г. Портленд (штат Мэн, США).
1853 В Индии построена первая железнодорожная линия.
1854 В Австралии построены первые железнодорожные линии в районе Мельбурна и год спустя - порт Сидней - Парраматта.
В Африке построена первая железнодорожная линия между Каиром и Александрией в Египте.
В Норвегии построена первая железнодорожная линия Осло - Эйдсволль.
В России в окрестностях Петербурга в зимние сезоны по льду Невы прокладывались рельсы конно-железной дороги.
В России введён первый график движения поездов на Петербург-Московской железной дороги.
1855 Построена первая железнодорожная линия вдоль Панамского канала, ставшая впоследствии государственной железной дорогой Панамы.
В России построены первые 2-осные вагоны грузоподъёмностью 6,5-10 т.
В Бразилии построена первая железнодорожная линия Рио-де-Жанейро - Петрополис.
1856 В Турции построены первые железнодорожные линии Хайдарпаша - Эскишехир - Анкара и Эскишехир - Конья.
В Португалии проложена первая железнодорожная линия Лиссабон - Каррегадо.
1857 В Аргентине построена первая железнодорожная линия.
1859 В России выдан первый патент на воздушный тормоз для подвижного состава О. Мартину, который практически не смог реализовать свою идею.
В Парагвае открыта перваяжелезнодорожная линия длиной 72 км.
1860 В Южной Африке проложена первая железнодорожная линия Кейптаун - Веллингтон длиной 92 км.
В Северной Америке началось строительство Тихоокеанской трансконтинентальной железной дороги.
1861 На территории современного Пакистана построена первая железнодорожная линия Карачи - Котри.
1862 В России построены первые железнодорожные тоннели на Петербурго-Варшавской железной дороге - на подходе к г. Ковно (дл. 1280 м) и г. Вильно (дл. 430 м).
В Финляндии проложена первая железнодорожная линия Хельсинки - Хяменлинна.
В Алжире построена первая железная дорога.
На территории соврременного Бангладеш построена первая железнодорожная линия Дарсана - Джагати. В России закончена прокладка Московско-Нижегородской железной дороги.
В России выпущен первый вагон-ледник.
1863 В России на Московско-Нижегородской железной дороге были впервые применены деревянные щиты для защиты пути от заносов снегом, предложенные инженером В. А. Титовым.
В Новой Зеландии построена первая железнодорожная линия Крайстчерч - Фермид длиной 4 км.
В Лондоне начал действовать первый в мире метрополитен (длина линии 3,6 км) с паровой тягой.
1864 На о. Шри-Ланка (Цейлон) построена первая железнодорожная линия близ г. Коломбо.
На о. Ява близ г. Семаранг проложена первая железнодорожная ветка.
Английские инженеры П. Барлоу и Д. Грейтхэд предложили усовершенствованную конструкцию проходческого щита, использованного для прокладки тоннеля.
1865 В России создана вагонная тележка с двойным рессорным подвешиванием конструкции К. И. Рехневского.
1866 В России на Петербург-Московской железной дороге стали курсировать спальные вагоны.
1867 В США созданы вагоны системы "пульман".
1868 В России создан и начал эксплуатироваться вагон с опрокидывающимся кузовом (думпкар).
В Нью-Йорке началась эксплуатация линии горной железной дороги на эстакаде с канатной тягой, первой линии метрополитена в США.
1869 В Уругвае проложена первая железная дорога Монтевидео - Дурасно.
В Румынии началось железнодорожное строительство.
В Гондурасе построена первая железная дорога.
В Греции построена первая железная дорога.
Американский предприниматель Дж. Вестингауз получил патент на прямодействующий воздушный тормоз для подвижного состава.
1871 В России введены единые для железнодорожной сети "Правила движения" и "Правила охранения, содержания и ремонта".
В России изданы литографированные лекции профессора Л. А. Кракова, явившиеся первым учебником по паровозу.
На территории Эквадора построена первая железная дорога.
1872 На Российских железных дорогах начали эксплуатировать цистерны отечественного производства, главным образом для перевозки нефти.
В Москве начала действовать первая линия конки от Брестского (Белорусского) вокзала до здания Городской Думы (Исторический музей), приуроченная к открытию Политехнической выставки.
В Боливии проложена первая железнодорожная линия.
Фирма "Вестингауз" начала выпускать тормоза для подвижного состава с автоматическим управлением.
В Японии проложена первая железнодорожная линия Токио - Иокогама.
1873 В России на всех действующих железнодорожных линиях введено "Положение о сигналах", явившееся первым официальным документом по сигнализации и безопасности движения.
В Мексике проложена железнодорожная линия Веракрус - Мехико.
1874 В Колумбии построена первая железная дорога.
В Судане построена железнодорожная линия Хартум - Вади-Хальфа.
В России проведена первая типизация рельсов для российских железных дорог, в результате которой приняты четыре типа - la, IIa, IlIa, IVa, разработаны условия их изготовления, остававшиеся без изменения до начала 40-х годов 20 века.
В Тунисе открыта первая железная дорога.
1876 В Китае проложена первая железнодорожная линия Пекин - Чжанцэякоу.
1877 На территории современной Мьянмы проложена первая железнодорожная линия Рангун - Пром (Пьи).
В Венесуэле началось строительство отдельных железнодорожных линий на Севере и Северо-Западе страны.
На железных дорогах России в пассажирских вагонах применено паровое отопление, газовое освещение (вместо свечного).
В России на Моршанско-Сызранской железной дороге впервые проведены динамометрические и индикаторные испытания паровозов инженером В. И. Лопушинским.
1879 В России с 31 января введена единая железнодорожная форма. На ст. Минеральные Воды Владикавказской железной дороги испытан роторный снегоочиститель, построенный машинистом Беренсом.
В Москве состоялся первый совещательный съезд инженеров службы тяги и путей сообщения, который в дальнейшем созывался почти ежегодно вплоть до 1917.
Для Берлинской промышленной выставки немецкий предприниматель Э. В. Сименс построил модель электрифицированной железнодорожной линии.
1880 Для Североамериканских железных дорог разработаны первые федеральные "Правила эксплуатации железнодорожного транспорта".
Т. А. Эдисон провёл первые опыты по применению электрической тяги на железной дороге в Менло-Парк (штат Нью-Йорк).
В Гватемале построена первая железная дорога.
В России на Закаспийской железной дороге инженер И. Н. Ливчак разработал и применил технологию механизированной укладки железнодорожного пути.
В Петербурге Ф. А. Пироцкий построил рельсовую линию, электрический вагон и провёл первые испытания.
1881 В Никарагуа построена первая железнодорожная линия Коринто - Чинандега.
1882 В Сальвадоре построена первая железнодорожная линия.
1883 На территории современного Туниса построена монорельсовая дорога длиной около 100 км.
1884 В России закончено сооружение Екатерининской железной дороги, связавшей юг страны с центральными районами.
1885 В России введён "Устав железных дорог", разработанный ещё в 1879 Н. О. Кульжинским.
В Дании проложена первая железнодорожная линия Копенгаген - Роскилле.
Во Вьетнаме проложена первая железнодорожная линия Сайгон (Хошимин) - Мито.
На территории современного Сенегала проложена первая железнодорожная линия (магистраль Дакар - Нигер).
На территоии современной Малайзии построена первая железная дорога.
1886 В Турции проложены железнодорожные линии Хайдарпаша - Эскишехир - Анкара и Эскишехир - Конья.
На территории современной Анголы началось железнодорожное строительство.
На территории современного Мозамбика проложена первая железнодорожная линия Мапуту - Претория.
В США построена монорельсовая дорога длиной 1,6 км.
1887 На территории современного Саудовской Аравии проложена первая узкоколейная железнодорожная линия Эр-Рияд - Даммам, на месте которой в 1951 построена новая железная дорога с нормальной колеёй, соединившая Даммам с Хуфуфом, Харадом и Эр-Риядом.
В России в строящихся пассажирских вагонах газовое освещение заменено электрическим.
1888 В Ирландии построена монорельсовая дорога длиной 15,6 км.
В Болгарии проложена железнодорожная линия Царев-Брод - София - Вакарел.
1889 В Германии Э. В. Сименс построил трамвайную линию, по которой от Берлина до Лихтерфельде курсировал вагон с электрическим приводом.
В России под Петербургом в Гатчине инженер И. В. Романов построил первую в России электрическую железную дорогу длиной 0,2 км.
В России на железнодорожной сети начала действовать система передачи вагонов между дорогами на основе "Общего соглашения о взаимном пользовании товарными вагонами".
Проведена первая глазомерная съёмка трассы будущей Байкало-Амурской железной дороги под руководством Н. А. Волошинова и Л. И. Прохаско.
1890 В Коста-Рике проложена первая железнодорожная линия Лимон - Сан-Хосе.
На территории современного Израиля построена железная дорога.
В России построен железнодорожный тоннель через Сурамский перевал (длиной ок. 4 км).
В Мариупольском порту сооружены первые в России вагоно-опрокидыватели.
1891 В России разработаны первые "Правила содержания и употребления подвижного состава".
На территории современного Тайваня построена первая узкоколейная железная дорога.
1892 На о. Лусон в Филиппинах построена первая железная дорога.
Между Яффой и Иерусалимом проложена железнодорожная линия, находящаяся на территории современного Израиля.
Первая железнодорожная линия проложена на территории современного Таиланда.
В России создан первый грузовой вагон "нормального типа" (6400 x 2743 мм) грузоподъёмностью 12,5 т, на базе которого создавались вагоны большей грузоподъёмности с теми же размерами кузова.
В Киеве открыто движение электрического трамвая.
1893 В России начато строительство Великого Сибирского пути на восток от Урала; первоначальная длина магистрали составила 6000 км (1903).
В С.-Петербурге издан "Всеобщий железнодорожный путеводитель", составленный по официальным данным под редакцией Э. И. Горского.
В С.-Петербурге состоялся XX совещательный съезд представителей российских железных дорог, на котором впервые обсуждался вопрос о внедрении на подвижном составе автосцепки.
На территории современного Зимбабве построена первая железная дорога.
На территории современной Ботсваны построена первая железная дорога.
1895 На территории современного Ливана проложена первая железнодорожная линия, являющаяся частью железной дороги Дамаск - Бейрут.
На территории современной Уганды началось железнодорожное строительство.
В США впервые в мире на железнодорожном подвижном составе применена электрическая тяга на линии Балтимор - Огайо.
1896 На заседании Русского технического общества профессор Р. Н. Савельев впервые высказал идею о возможности применения аэросъёмки при трассировании железных дорог; сообщение о докладе было помещено в журнале "Железнодорожное дело".
В России основано Московское инженерное училище, с 1913 получившее название Института инженеров путей сообщения (с 1924 - Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, с 1993 - Московский государственный университет путей сообщения).
Начал действовать метрополитен в Будапеште.
1897 В России построена и испытана путеизмерительная тележка с электронзмерительным прибором, предложенная инженером И. Н. Ливчаком.
В Германии Р. Дизель построил первый тепловой двигатель с воспламенением впрыснутого в цилиндр тяжёлого топлива; двигатель получил распространение для привода транспортных машин.
В Эфиопии началось железнодорожное строительство.
1898 В России начал издаваться первый журнал для железнодорожных служащих - "Железнодорожная неделя".
На железных дорогах России введены общие "Правила технической эксплуатации железных дорог".
В Вене начал работать метрополитен.
На современной территории Заира построена железнодорожная линия Леопольдвиль (Киншаса) - порт Матади длиной З65 км.
1899 В России построена сортировочная горка на ст. Ртищево.
На заводе "Русский дизель" в Петербурге начался выпуск первых тепловых двигателей для локомотивов.
На Брянском заводе построено 10 сочленённых паровозов серии 0 типа 0-3-0 + 0-3-0 конструкции инженера Е. Е. Нольтейна.
В Корее построена первая железнодорожная линия Инчхон (Чемульпо) - Норианичжин длиной 33,2 км.
1900 В России на оз. Байкал построена первая железнодорожная переправа.
В России построен локомотив с газотурбинным двигателем по проекту инженера П. Д. Кузьминского.
В Париже начал работать метрополитен.
Статья подготовлена по книге:
Энциклопедия "Железнодорожный Транспорт"
Научное издательство "Большая Российская энциклопедия" 1995
Вокзал культуры и отдыхаОглавление К истории железнодорожного транспорта. XX век.